Страница обновлена 16.11.2020
Страница обновлена 16.11.2020
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 88"

Консультация логопеда «Как помочь ребёнку заговорить»

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей.

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка, так и социальными.

Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.

Почему дети не говорят?

К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной.

Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями.

В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить.

То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых.

Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову.

В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться.

Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.

Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Как родители могут помочь

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.

Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок.

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.

1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.

2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки - собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).

3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга.Детям очень нравятся такие забавы:

"Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!"

(Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)

4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте.

К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза.Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова.

5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все,что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.

6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.

7. Разучите с малышом известные стишки про "Сороку-ворону", "Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-оладушки: мы печем оладушки.

Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!".

Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь.

Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.

Консультация для родителей «Веселая логоритмика»

Зачем это нужно? Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка в школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Логоритмика - это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении высказывания можно использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логопедическая ритмика.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Логопедическаяритмика включает в себя:

ходьбу в разных направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

ритмические упражнения;

пение;

упражнения на развитие мелкой моторики.

Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение.

Позже, когда у дошкольника уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища. Если заниматься логоритмикой в системе, постепенно усложняя задания и не пренебрегая рекомендациями педагогов детского сада, можно добиться заметных успехов в развитии правильного звукопроизношения, выразительности речи и двигательных навыков.

Наиболее популярными на сегодня являются книги Картушиной М. Ю. и серия музыкальных дисков «Музыка с мамой»Сергея и Екатерины Железновых«Веселая логоритмика» (1-5 лет) и «Игровая гимнастика» (3-5 лет).

Характерной особенностью методики Железновых является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру. Методика доступна для родителей без музыкального образования, она проста и эффективна.

Аудиопособие направлено на развитие общей моторики и фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Оно состоит из 2-х разделов:

Первый раздел пособия - музыкально-игровые упражнения для развития крупной моторики, ритма и внимания у детей 2-5 лет.

Второй раздел пособия - логопедические стишки и песенки для детей 3-6 лет.

Игровые задания, красивая и весёлая музыка позволяют проводить развивающие и лечебно-профилактические занятия с малышами в весёлой, занимательной форме.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Котенок-шалун

Котенок мамочку зовет: Дети ритмично соединяют од-

Мяу-мяу, мяу-мяу. ноименные пальцы обеих рук.

Он не напился молока: Скрещивают пальцы рук, рит-

Мало-мало, мало-мало. мично опускают и поднимают

пальцы.

Покормит мама молочком: Ритмично поглаживают ладо-

Мур-мур-мур, мур-мур-мур. нью одной руки тыльную сто-

рону другой.

Свернется маленьким клубком: Ритмично потирают кулачок о

Ур-ур-ур, ур-ур-ур. кулачок.

Потом с клубочком поиграет. Ритмично сжимают и разжи-

Цап-цап-цап, цап-цап-цап. мают пальцы рук.

И нитку быстро размотает. Делают ритмичные круговые

Ап-ап-ап, ап-ап-ап. движения указательных пальцев вокруг друг друга.

Машина

Би-би-би — Дети ритмично постукивают

Гудит машина. кулачком одной руки о ладонь

другой.

Тук-тук-тук — Ритмично хлопают руками.

Мотор стучит.

Едем, едем, едем, едем, — Ритмично потопывают ногами.

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу — Потирают ладони.

Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та — Делают ритмичную «вертушку» руками.

Вперед спешат.

Часы

Ходят часики — тик-так Дети сгибают руки в локтях

перед собой и ритмично покачиваются из стороны в сторону (руки—стрелки).

И вот так, и вот так.

Громко бьют часы кругом:

Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично хлопают руками.

Гирю оттянули вниз.

Скрип-скрип-скрип,

Скрип-скрип-скрип. Ритмично похлопывают по

Вот так часовой сюрприз! телу сверху вниз.

Гиря вверх опять ползет, Ритмично похлопывают по

Чтобы завести завод. телу снизу вверх.

Чтобы стрелки в путь пошли,

Молоточки есть внутри.

Тук-тук-тук — они стучат. Ритмично постукивают кулачком о кулачок

Тук-тук-тук, — все говорят.

Завертелось колесо, Ритмично «заводят мотор»

Вот другое в ход пошло. руками.

Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.

Закрутилось до утра.

Ветер

Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над голо-

Поднимает пыль столбом. вой.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.

Дует он везде, кругом.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.

Может вызвать бурю он.

Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и

Не удержится и слон. делают вращательные движения.

Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

Комплекс упражнений для детей 4-6 лет

1. Упражнение «Черепаха» (самомассаж)

Шла купаться черепаха (ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

2. Упражнение «Ракета» (развитие речевого дыхания и голоса)

Говорит взрослый, отвечает ребенок.

Проверяем топливо.

Долгое «ш-ш-ш-ш-ш…»

Открываем люки.

Звук «ааааА» (тихий, переходящий в громкий, руки поднимаются

Закрываем люки.

Звук «Ааааа» (громкий, переходящий в тихий, руки опускаются

Проверяем радио.

Короткий звук «У» то громко, то тихо

Включаем двигатель.

Долгое «р-р-р-р-р…», руки в кулачках

3. Пальчиковая игра «Строим дом» (развитие мелкой моторики)

Тук-ток, тук-ток (ударять кулачками друг о друга)

Застучал молоток.

Будем строить новый дом

С высоким крыльцом, (поднять руки вверх)

С окнами большими, (согнуть руки в локтях, положить одну ладонь на другую, изображая окно)

Ставнями резными. (поднять кисти рук вверх — «открыть ставни»)

Тук-ток, тук-ток (ударять кулачками друг о друга)

Замолчал молоток. (руки опустить свободно вниз)

Вот готов новый дом, (поднять руки вверх)

Будем жить мы в нем. (потереть ладони друг о друга)

4. Логопедическая гимнастика «Печем пирожки»

1. «Месим тесто» – активно двигаем языком, упираясь то в одну, то в другую щеку

2. «Раскатываем тесто» – с силой проталкиваем язык между губами и втягиваем обратно в рот

3. «Блинчик» – высовываем язык и держим его широкой лопаткой

4. «Кладем начинку» – заворачиваем края языка так, чтобы в середине образовалась ямка

5. «Печем пирожки» – надуваем щеки и медленно со звуком «пух-х-х-х…» выпускаем воздух (губы расслаблены)

6. «Вкусный пирожок» – облизываем губы языком

Упражнения можно делать и под музыку, меняя темп в зависимости от мелодии.

5. Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)

Цы-цы-цы – в огороде огурцы. (хлопать в ладоши)

Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. (делать легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья)

Рец-рец-рец – поклевала огурец. (стучать указательным пальцем по коленям)

Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. (ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди)

6. Упражнение «Аист» (развитие чувства равновесия, нормализация мышечного тонуса)

Аист ногу поднимает –

Ничего не понимает. (стоят сначала на одной ноге, потом на другой, стараясь удержать равновесие)

И весь день среди ракит (руки разводят в стороны)

На одной ноге стоит.

7. Игра «Ёжик» (развитие реакции, речевого слуха)

Ребенок бегает под музыку. Когда она перестанет звучать, малыш должен присесть и обнять себя руками («ёжик», как только мелодия заиграет снова – нужно бежать.

Комплекс упражнений для детей 6-8 лет.

1. Упражнение «Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей)

Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Педагог старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.

2. Упражнение «Греем ладошки» (развитие мелкой моторики, самомассаж)

Если замерзают руки (медленно-медленно растирать одну ладонь о другую)

Начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки (растирать ладони все быстрее и быстрее)

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки,

Горят и взаправду, (протянуть вперед раскрытые горячие ладони)

А не понарошку.

3. Чистоговорка Р-Рь (развитие звукопроизношения и мелкой моторики)

Орь-орь-орь – с мамой ты не спорь. (грозить пальцем)

Ор-ор-ор – на, возьми топор. (сжать пальцы в замок, поднимать и опускать руки, ударять ладонями по коленям)

Ра-ра-ра – в лес идти пора.

Ре-ре-ре – выходи на заре. (поднять прямые руки, поворачивать кисти рук из стороны в сторону)

4. Ритмическая игра «тук-тук» (развитие чувства ритма движений и речи)

Тук, тук, туки-тук. (отхлопывать ритм, проговаривая слова)

Туки-туки-туки-тук.

Туки-тук, туки-тук.

Туки-туки, тук, тук.

Туки, тук, тук, тук.

Тук, туки, туки, тук.

5. Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)

Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.

6. Игра «Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма)

Педагог отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон – подходит все, что может издавать ритмичные удары.

Высший пилотаж: педагог отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.